forex trading logo

Баннер Домбай Архыз Приэльбрусье КМВ
Баннер Приздники и концерты Квесты Кейтеринг Деловые мероприятия

Наши контакты

Телефоны для заказов и консультаций:

8 (8793) 39 - 02 - 89
8 (8793) 97 - 40 - 09
8 (928) 317 - 08 - 40

icq: 646028961

Гресс Ольга

Связаться с нами

Яндекс.Метрика

Карта сайта
Главная
Александро-Невский Зеленчукской монастырь
24.08.2011 19:58

Александро-Невский Зеленчукской монастырь
Оглядываясь на исторический путь, пройденный
христианством на Северном Кавказе, невольно проникаешься
чувством глубочайшего благоговения к тем святым апостолам
и угодникам, архипастырям и православным священникам,
трудами, которых воздвигалось здание христианской Церкви
Кавказской…
Митрополит Гедеон

У древних была пословица «выше в горы – ближе к Богу». Суровая красота гор, четкие линии скал на голубом фоне неба, бездонного, как океан, по которому плывут облака, словно корабли, распустившие паруса в бескрайний неведомый путь, - эта величественная красота располагает человека к размышлениям о Вечности. Недаром великий пророк Моисей 40 лет пас стада в горах, готовя себя молитвой и безмолвием к подвигу пророческого служения, к Синайскому Богоявлению.

На горе Кармил показывают пещеру, где жил пророк Илия. Там блаженный Иероним осуществил бессмертный перевод Священного Писания. В гористой Заиорданской пустыни жил величайший из христианских святых – Иоанн Креститель.
« Если ты монах – иди в горы», - говорил Арсений Великий. Само монашество ветхозаветное и новозаветное имеют колыбелью своей горы Синая и Фиваиды, Ливана и Мертвого моря. Красота гор - особая. Там нет того, что развлекает взоры, что побуждает чувственность, что вносит в душу шум и смятение страстей. Горы – иероглифы вечности. Горы – это символ тоски и любви земли по бесконечному простору неба, это образ единения временного и вечного.
Священник В.Плотников

Печать богоизбранности

Есть на Земле места, на которых как на угодниках Божиих – печать Богоизбранности. И сколько бы ни шли на них многочисленные войны, не пылали огни пожарищ и не сгущался туман заброшенности и разрухи, вновь продолжалась молитва, звучал колокол. Не мешали этому не отдаленность, ни заброшенность. Так случилось и в нашей истории, рассказывающей о становлении Свято-Александро-Афонской Зеленчукской Пустыни. Когда-то в этом живописном уголке Западного Кавказа, называвшимся в древних картах по-разному: Алания, Зыхия, Косогия, Скифия – находился древний аланский город, где была кафедра митрополита.

Историческая справка

Историки утверждают, что по своему христианскому значению город был для Кавказа тем же, чем был Афон для Византии и Херсонес для Тавриды. Точного названия его установить до сих пор не удалось. В 14 веке нахлынули сюда орды кочевников Тамерлана, и город надолго погрузился в небытие. Жители его – аланы большей частью были убиты, уцелевшие разошлись по горным ущельям. Многочисленные строения ветшали, постепенно сравниваясь с землей, и только три храма, созданные искусными древними зодчими, сохранились до наших дней. Еще в середине позапрошлого века на их внутренних стенах были хорошо видны фрески, выполненные в византийском стиле. Местные жители использовали храмы для загона скота в непогоду, жгли в них костры, поэтому древние фрески, украшавшие стены так много веком, постепенно исчезли совсем. И все же благодаря художнику Императорской Академии художеств Дмитрию Михайловичу Струкову мы сегодня имеем зарисовки, очертания фресок, которые он успел застать, побывав в храмах еще до открытия монастыря.

Становление и возрождение монастыря

Однако о существовании древних святынь знали иноки и в России и на Афоне. И афонский иеромонах Серафим вознамерился возродить на месте древних развалин монастырь. Он был довольно состоятельным человеком, у него на Святой Горе была своя келья, а келья на Афоне в то время – это небольшое имение или хутор, имевший своих послушников, хозяйство, свои помещения, сады, виноградники, свою землю. Все это продано и употреблено на возобновление древних храмов и строительство монастыря при них.
О возрождающемся монастыре, его живописном нахождении, овеянном историческими событиями тысячелетней давности, сообщили своим читателям «Ставропольские Епархиальные Ведомости»: «По гребню Северного ската Кавказского хребта, в ущелье на правом берегу реки Большой Зеленчук, существуют развалины большого города, имеющего несколько церквей, из коих 5 состоят из развалин стен, есть признаки и еще таковых. Но три храма сохранили стены и своды с остатками фресковой живописи священных изображений, а один из этих храмов настолько цел, что после небольшого обновления в нем совершаются богослужение иноками возрождающегося монастыря, основанного на развалинах древнего города. Обитель, едва успела получить основание – имеет уже 70 человек, жаждущих тихой уединенной молитвы: что это как не чудо в наше время, когда в густонаселенных местностях России старинные монастыри в людях, ищущих монашеского жития. А здесь вдалеке можно встретить массу богомольцев. Иноки наделены малоудобною для хлебопашества землею, однако отдают богомольцам последние припасы и кров над головою. Усердие верующих подкрепляется иноками, они совершают молебное пение неопустительно и панихиды по требнику, а в пятницу после вечерни совершается, так называемая вселенская панихида. И это общение богомольцев со своими умершими близкими не мало способствует посещению монастыря. Преосвященный Владимир, благословивший устроение обители, предчувствовал, что монастырь в ущелье гор в дали от соблазна мира даст утешение многим, жаждущим тишины и спокойствия.»

Святыни монастыря

Художником Д.М. Струковым была написана на доске от Святого престола копия с чудотворной иконы Божией Матери Гребневской. Она была освещена 24 сентября 1888 года в Москве, в церкви Успения Пресвятой Богородицы. Неизвестный жертвователь украсил икону серебряной ризой с эмалью изящной работы в древнем стиле. Икона вставлена в массивную металлическую золоченую раму и медный высеребренный кивот, увенчанный золочеными крестами, имеющими форму: Корсунского, в память принадлежности Тмутараканского княжества св. кн. Владимиру, Новгородскому, в воспоминание покорения Новгорода, куда подлинную Чудотворную икону брал с собой царь Иоанн Ш и где она находилась в стане русских войск, и Дмитровского, как особо чествуемого издревле Москвой, ибо более чем в половине московских храмов находится копия с креста, прославленного чудотворениями. Гребневскую икону Дмитрию Донскому, возвращавшемуся с победой после сражения на Куликовском поле казаки города Гребнева. Икона Божий Матери Гребневская считалась покровительницей гор. Икона особо почитаема не только монахами, но и местными жителями, а так же паломниками.
Многие боголюбивые жители Кубанской области, посещая св. Александро-Афонскую Зеленчукскую Пустынь, обращаются постоянно с просьбой о том, чтобы исходатайствовать разрешение на крестный ход вышеупомянутой иконы по Кубанской области. Имея сердечное желание жителей Кубанской области иметь св. Икону у себя в доме и ту благотворительную пользу, которая может последовать от хода св. Иконы, как для искренних поклонников, так и для нашей юной обители.

Открытие Пустыни

День прибытия иконы в обитель был ознаменован – ее официальным открытием и освещением Преосвященнейшим епископом Владимиром. С каждым днем увеличивалось число паломников, послушников. За короткое время Пустынь расцвела. Вслед за игуменом Серафимом с Афона приехала почти вся братия его келий. Насельниками монастыря, были в основном, люди из крестьянского, казачьего, мещанского, изредка купеческого сословий. Взяв свое начало на Святой Афонской Горе, монастырь черпал духовные силы из простого русского люда. Во все времена своего существования Пустынь привлекала не только паломников, но и монашествующих, желающих избрать ее местом своего приюта.

Отшельники

Строгий афонский устав Зеленчукской Пустыни, отдаленность этого живописного места от мирской суеты во все времена влекли сюда сердца человеческие. И поныне в горах, окружающих
Пустынь можно найти немало келий отшельников. Незаметные, сложенные, как правило, из камня, они почти сливаются с ландшафтом местности. В некоторых из них сохранились остатки лежанок, печки, причем дымоходы были устроены столь искусно, что дым выходил через расщелины скал далеко в стороне от самой кельи. К сожаленью, никаких документальных свидетельств, кроме этих скромных строений и воспоминаний местных жителей не сохранилось.
В настоящее время найдено 60 остатков келий. Иногда в лесах на склонах гор можно встретить изображение креста, сделанное на деревьях, больших камнях, Кельи отшельников были построены по-разному: сложены из камня, деревянные рубленные, турлучные, в виде землянок, оборудованные в гротах и пещерах. При них иногда были и огороды, пастбища, сенокосы. Встречались целые небольшие поселки из келий, соединенных между собой прекрасно сделанными каменными дорожками. Невозможно не удивиться титанической работе монахов, выкладывающих из камня целые террасы, подпорные стенки на крутых склонах.

Смутные времена

Разные времена приходилось переживать обители Кавказские горы населяли не только пустынники. Последняя архивная запись о Зеленчукском монастыре относится к 1918 году. Обитель еще существовала, молилась. К тому времени у нее были: паровая гидравлическая маслобойня, паровые молотилки, 557 десятин земли, более 100 голов лошадей, подворья в Невинномысске, станицах Баталпашинской (ныне город Черкесск), Зеленчукской, в 20 верстах от Пустыни находился Покровский скит. С начала основания Зеленчукской пустыни были переданы древнейшие Сентинский и Шоанинский храмы. Уже в 1894 году около Шоанинского храма за непродолжительное время был отстроен скит, имевший своей целью миссионерскую деятельность среди окрестных горцев. Был, как и писалось выше Покровский скит, находившийся недалеко от станицы Гулькевичи. Он был освящен игуменом Серафимом в 1896 году. В настоящее время от этих зданий не осталось и следа. А в 90-х годах позапрошлого столетия при Сентинском храме был выстроен женский Спасо-Преображенский монастырь. В 1895 году в нем было до 70 насельниц. Большой каменный храм обители, освященный в честь священномученика Агафодора, вмещал до 2000 человек. Крестообразный, освещаемый 40 окнами с великолепным иконостасом под голубой мрамор, он производил неизгладимое впечатление на молящихся. Нам современникам трудно представить подвиг этих женщин, сестер-монахинь, своими руками создавших обитель в далеком и непроходимом краю. А местные горцы – карачаевцы – часто, если возникала угроза нападения, добровольно охраняли обитель. Это не единственный пример отношений сестер и местного мусульманского населения. Во время болезни матушки игумений, сентинцы в своей мечети совершали общественное моление о ее здравии. Обитель же заботилась о местных жителях. Здесь они получали медицинскую помощь в больнице и пользовались аптекой.
Обе эти обители - мужская и женская - при открытии были благословлены Иверской иконой Божией Матери. Иверская икона, покровительница Кавказа, всегда была и есть особо почитаемой иконой в этих краях.

Закрытие обители

Настоятель иеромонах Феофил писал в своем рапорте - «Честь имею донести Духовной Консистории, что 22 января сего года (1918 года) Депутатами станицы Зеленчукской описано все движимое и недвижимое имущество в обители и на хуторе Латы, рогатый скот, лошади и пищевые продукты окромя церквей, церковной утвари, также братских келий и корпусов, каковые и сдали нам на хранение, впредь до решения Учредительного собрания».
Закрытие монастыря, как и везде, было ознаменовано поругание святынь, кровопролитием. А там, где умножается беззаконие, изобилует и благодать, и Промысел Божий и личный подвиг каждого христианина. Местные жители вспоминают, как под Праздник Крещения были расстреляны трое монахов. Предавать их погребению было строжайше запрещено, и тела их лежали нетронутыми до Праздника Троицы и не таял под ними снег… Иконы, сброшенные в кучу, не разрешалось брать под страхом смерти. Икону Святой Троицы вынесла тайно, привязав на спину, девочка Зоя, дочь репрессированного священника, которая еще жива.

Другая жизнь обители

В 1925 году на территории уже бывшего мужского монастыря был организован интернат для детей –сирот. Назывался он «Нижнеархызский детский дом № 3 имени В.И. Ленина». Со всей страны везли детей сирот. Многие обрели здесь второй дом, но Великая Отечественная Война. Детей не успели эвакуировать. Старшие воспитанники ушли с частями Красной Армии к перевалам, но дети поменьше и кое-кто из преподавателей вынуждены были остаться. Дети узнали, что такое оккупация. Уже в 1944 году, когда были прогнаны фашисты с Кавказа, в детдом опять стали поступать дети. Многого не хватало – не было учебников, парт, тетрадей, ручек.
В 1944 году в детский дом был назначен директором Родионов Константин Алексеевич. С его прибытием жизнь стала заметно улучшаться. Был подобран крепкий коллектив учителей, воспитателей, сотрудников. В 1947 году в классах, столовой, спальнях вспыхнул электрический свет – это была пущена в эксплуатацию электрическая станция, построенная силами сотрудников и воспитанников. С 1959 года Министерство Народного образования больше не направляло сюда детей-сирот, поэтому детский дом считался закрытым. Причина ликвидации – большая отдаленность от населенных пунктов. Полностью детский дом был расформирован в 1963 году. Вспоминает бывшая воспитанница, ныне педагог Коржова Александра Григорьевна: «Александро-Невский монастырь выполнил свою миссию милосердия. С 1925 по 1963 года он приютил в своих стенах детей-сирот, лишившихся по разным причинам родителей. В течении 38 лет многие дети в этих стенах нашли приют, обрели душевный покой и уверенность в завтрашнем дне. Неизгладимое впечатление оставил у нас, детей-сирот, Александро-Невский монастырь. Мы выросли без родительского крова и без родителей особенно остро ощущали мир добра и милосердия, мир надежды, веры и вселенской любви.

…Сегодня территория монастыря принадлежит Нижне-Архызскому историко-археологическому заповеднику. Из трех сохранившихся храмов действует один - самый маленький и самый древний – святого пророка Божия Илии. В средние века он был домовой церковью аланского князя. Под полом найдены погребения, к сожалению, разграбленные. Учеными – археологами, совместно с учеными обсерватории (рядом с бывшим монастырем находится теперь городок астрономов Специальной Астрофизической обсерватории Академии Наук России Буково) с помощью специальных приборов было определено направление оси храма на горизонт. Выяснилось, что точка пересечения этой оси с видимым горизонтом точно совпадает с местом восхода солнца 2 августа по новому стилю, в день пророка Илии. Известно, что в то время значительная часть храмов ориентировалась именно таким образом. Так все узнали, в честь какого святого был освящен в древности храм. Пророк Илия был и есть также почитаем на Кавказе, как и Великомученик Георгий Победоносец.
Немало строений монастыря пострадало во время Великой Отечественной войны 1941-1945 года. Сгорел второй деревянный этаж трапезной, где размещались братские келии. Уничтожена стена с колокольней, капитальная монастырская ограда. Древняя аланская башня была грабительски разобрана, во время строительства обсерватории. Прихожан совсем немного, но в праздники, в теплую летнюю пору со всех концов России, из-за рубежа проезжают сюда паломники. Кто хоть однажды был в этом удивительном месте, тот уже никогда не сможет забыть и удивительную красоту местности, и необыкновенную тишину ее.
Несмотря на то, что монастырь официально не существует, но вся жизнь здешняя наполнена монашеским духом. Паломники, знающие совершенную скудость средств здешнего прихода, трудятся во славу Божию, восстанавливая монастырские строения. При храме по благословлению Митрополита Гедеона организована иконописная мастерская, что является продолжением монастырской традиции. И только зимой монастырь погружается в совершенную тишину. Ночью, выйдя из церковной сторожки можно встретить и огромного красавца оленя, и волка, и шакала, да и медведи водятся в здешних краях. Наступает весна, и вновь к дальнему храму Георгия Победоносца, где была в древние времена кафедра аланского митрополита, идет крестный ход, наполняя ущелье гор стройным пением. После праздника Святого Георгия съедутся гости ко дню Святой Троицы, и пойдет крестный ход к Троицкому храму, где по преданию был старинный монастырь. Затем будут молиться и славословить пророка Илию и, наконец, когда деревья едва тронет осень, в обители будут воздавать хвалу святому благоверному Александру Невскому, ведь именно он небесный покровитель монастыря…


… «В этом мире нельзя не страдать, а если неизбежно страдать, то лучше страдать, и все терпеть ради пострадавшего за нас Господа»
Слово ректора Ставропольской Духовной Семинарии архимандрита Никона

 


Copyright © 2010-2012 Все права защищены
"ЮГОР" - Твой отдых и развлечения!

Веб-студия "5igorsk.RU" - создание сайтов в Пятигорске, продвижение сайтов в Пятигорске